пятница, 15 августа 2014 г.

Секреты самого высокого перевала в мире, 5600 – наш новый рекорд!

Где могут завести знакомства с иностранцами два русских человека, прибывшие в Индию? В кафе? Нет, в кафе все слишком заняты своими компаниями, если, конечно, кто-то не говорит на твоем языке. На тусовке? Но тут, на севере, таких не бывает, по закону шуметь можно только до 11, а на дискотеки в детское время никого не дозовешься. Мы же чаще всего встречаем новых друзей в гаражах-ремонтах для royal enfield – ов, в дороге знакомимся с теми, кто едет на этих двухколесных, как и мы, а так же в пунктах, где выдают специальные пропуска на поездки по спорным территориям.

В очередной раз мы заехали в гараж что-то подкрутить перед поездкой. И, прямо у ворот, уставились на знакомый байк. Это был мотоцикл Мораны и Тима. Ребята уже разъехались по домам, а байк, как мы знали, продали. Парочка, озадачено копошившаяся у этого транспорта вопросительно посмотрела на нас.

- Мы знаем этот байк! – ответили мы на немой вопрос, стоявший в их глазах.
- А, вы те самые ребята из России! – улыбнулась парочка, – Мы сегодня первый день, осваиваемся.

Эмили и Джереми, так зовут новых обладателей давно знакомого нам транспорта. Милые французы, с которыми мы договорились  сделать очередные пропуска и вместе рвануть на самый высокий в мире перевал, а так же захватить долину Нубра, часть территории которой еще недавно принадлежала Пакистану.

Через день  пропуска были готовы. Мы собрали минимум вещей, оставив большую часть в гест хаусе Ле, и отправились вчетвером покорять мировую вершину. Заезд на перевал начинается с самого городка. Сначала идет замечательный асфальтовый серпантин, потом “замечательное” серпантинное бездорожье. Где-то на высоте 4 тысячи метров, весело поплескивая запасными канистрами с бензином, начинают задыхаться байки, поэтому некоторых мотоциклистов приходится подталкивать, конечно, когда они придут в себя от головокружения. Кто-то теряет багаж, кто-то теряет бутылки с водой, кто-то начинает терять сознание. На обочине то и дело валяются, пытаясь отдышаться и придти в себя не доехавшие до вершины туристы-велосипедисты. Нам же было не впервой. Поэтому наша команда бодренько добралась до самой макушки со снежными проталинами.

- А ты хорошо водишь! – сделала комплимент моему мужу Эмили, пока Джереми заводил мотор после остановки, – Мы повторяем за вами все движения, получается аккуратно. Кстати, как красиво вокруг, вы только посмотрите!
- Но почему ты тогда не фотографируешь?

- Я слежу за дорогой! – улыбнулась наша попутчица.

Видимо, это болезнь всех начинающих байкер-пассажирок. Едешь и бдишь за тем, как твой муж транспортом управляет, мало ли что на дороге? Должны же мы быть в курсе! В общем, первое время мне тоже было так же страшно. Но Эмили сделала выводы и достала таки фотоаппарат.

Выезжаем из Ле. У Джереми и Эмили это первая поездка и сразу на самый высокий перевал. Благо, дорога отличная. 

Ле.

На горизонте появился чек-пост.


Некоторые велосипедисты спускаются, некоторые поднимаются. Это местное развлечение. Велики берут в аренду, туристов завозят, куда они хотят, а дальше сами, в сопровождении машины, которая в любой момент подхватит. 

Мы добрались почти до самого верха. Ле скрылся за горами. 


 Наверху, на вершине горы,  творилось какое-то туристическое безобразие. На перевал едут все, кому не лень. А так как в Ле многие прилетают на самолете прямо из Дели, то такую достопримечательность просто невозможно не посетить. В общем, чувствуешь себя скорее не покорителем, а  пакетным туристом, скажем, пришедшим на Красную площадь.

На вершине горы есть темпл, увешенный тоннами цветных флажков, есть кафе, где шустрые мальчики разливают чай со скоростью один стакан в секунду , потому что спрос большой. Вокруг имеется много табличек с гордыми надписями “это самый высокий перевал в мире, 5600” или что-то вроде “дорога в небо”,  а так же “находится больше 20-25 минут может быть вредно для здоровья”. 


Впрочем, наш навигатор показал всего 5350, а это ни много, ни мало - почти ровно столько же, сколько второй по величине в мире перевал, который находится на пути из Манали в Ле, куда обычно не ступает нога перелетного туриста и там ты действительно чувствуешь себя героем-покорителем.

В темпле на вершине горы можно потеряться во флажках.






Джереми и Эмили.


Наш личный рекорд - 5600!






пьем чай.
 Переехав через верхнюю точку мы начали спускаться в долину Нубра. Сделали остановку в деревеньке, чтобы выпить чаю и слопать “магги” с лепешками. Там то нас и догнал американец, которого мы уже видели в Ле. Он буквально пару часов назад вместе с нами получал разрешение на проезд.

- А у меня русское имя, – растянулся в улыбке наш попутчик, когда до него дошла очередь в назывании имен, – Ваня! – Я родился в Монтенегро, в  Черногории, но вот уже 22 года живу в Соединенных Штатах Америки. Раньше меня звали Владислав, а сокращенно я решил, что меня будут звать Ваня. Так, в общем –то теперь и в паспорте у меня записано. 
Вот уж удивил!  :)

- Кстати, а что ты думаешь на счет политики, о ситуации в России и вообще? – не выдержали мы во время разговора о странствиях. Как-никак, интересно послушать мнение американца.
- Знаете что?! – Ваня был явно неравнодушен к этому вопросу, -  Я думаю все это чья-то большая шутка! Творится что-то невероятное, это полная глупость!
- А как ты относишься к русским?
- Поверьте мне, посмотрите сами, мы живем в разных цивилизациях, нам нечего делить! Это все СМИ виноваты, пытаются натравить нас друг на друга. Кстати, я не считаю, что Путин такой уж деспот, как его выставляют. Вовсе нет, есть что-то разумное в его действиях.

В общем, на этой веселой ноте чай закончился, так что  мы и отправились дальше, уже впятером.

спускаемся в долину Нубра.







В деревеньке остановились перекусить. Нас догнал Ваня. 

- Уау, это невероятно! – затормозила наша веселая компания у песчаных каньонов.
- Похоже на пейзажи Аризоны, – затянул биди Ваня, глядя на горную пустыню( биди - индийская натуральная сигарета из табака, завернутого в сушеный листик).
- Невероятно! – на выдохе подхватила его Эмили.

По дороге мы то и дело останавливались. Дело шло к закату, оттого горные пейзажи становились еще более невероятными, заливаясь синими, розовыми и нежно желтыми красками. Сначала каньоны сменили зеленые луга, затем откуда ни возьмись выплыла широкая горная река. Она серебрилась в лучах заката и отражала светящиеся от солнца облака и горы. Еще через какое-то время мы спустились в серую песчаную пустыню, которую пронизывала прямая гладкая трасса. Даже представить сложно, что за 3 часа пейзаж вокруг может так резко меняться. Долина Нубра определенно была местом, которое стоит увидеть своими глазами. 
В деревню, где мы планировали заночевать мы добрались ко времени, когда село солнце.






Перекур.



Дело к закату, въезжаем в горную песчаную пустыню.







Уже в потемках отыскали себе ночное жилище. А затем коротали вечер в разговорах о языках. Выяснилось, что во Франции, как и в России все фильмы дублируются на родной язык. Уровень английского в школах оставляет желать лучшего. Так что мы с Эмили и Джереми понимали друг друга легко.

- Я всю школу ходила на уроки английского, но начала его действительно изучать только в университете. Причем  у нас было так мало часов, что и этого недостаточно, – делилась Эмили. – Кстати, многие французы даже не считают нужным изучать другой язык, считая что родного достаточно. Даже в поездках многие принципиально объединяются в исключительно французские группы.

А вот Ваня сетовал на то, что он теряет английский. Во-первых, с его американским акцентом в Индии его никто не поймет, так что ему приходится говорить медленно и четко. А во-вторых, падает уровень языка.

- Вот вы говорите, что когда долго общаетесь на английском , начинает болеть голова, от того слишком много новой информации, – обратился он к нам, – а у меня наоборот. Каждый раз перед тем как сказать, я должен подумать, достаточно ли это простое слово, чтобы меня понял собеседник.

Утром мы разъехались. Ребята отправились дальше. А мы решили, что теперь гор с нас достаточно.  К тому же мы оставили вещи в Ле, в гест хаусе, за который ежедневно платим 600 рупий. Жалко платить за дорогой гест хаус в Ле и дополнительно за ночевки в дороге.










Обратный путь нас встретил чудом. На такой высоте в горах не бывает дождей, не считая ровно три капли, упавшие нам на нос на прошлой неделе. Но перед подъемом на перевал до нас таки добрался ледяной горный дождь.

- Хорошо, что не очень сильный, – удивлялись мы, натягивая куртки. И тут же повалил град. Тоже не сильный, но когда ты едешь на байке, даже маленькие градинки довольно серьезно хлещут по лицу.

А чтобы мы не расслаблялись, на очередном повороте горного серпантина перед нами начала выезжать армейская колонна тяжелого транспорта. Мы пробирались в пыли, обдуваемые черным смогом, выдаваемым большими машинами, обгоняли одну, вторую, третью… Всего перед нами успело выехать около 5-7 грузовиков. Остальные еще только выруливали из базы позади нас.

И вот он снова – самый высокий перевал в мире.
- О, русские! – улыбнулся нам на парковке байкер с подругой, потягивая горячий чай. – А вы откуда?
- Из Израиля.
- Понятно, а мы из Франции.

В общем говоря, сложно на севере Индии встретить русских из России. Их много в Ришикеше, попадаются в Манали. Но далеко в Гималаи мало кто забирается. За все время в Ле, мы встретили лишь одну москвичку Аню. Ито она прилетела на две недели. Обычно ездит в ГОА, а тут решила сменить обстановку и посмотреть на горы.

Ребята ехали в сторону Нубры. А мы возвращались. Договорились встретиться через пару дней в Ле, передали привет нашим французам. Дорога одна, наверняка где-то пересекутся.

Через несколько сот метров вниз от перевала началось безобразие. На горной узкой дороге столпилась колонна грузовиков. Та, что шла с перевала была еще небольшой, около 5 крупных машин. А вот та, что забиралась на перевал – машин около 50-80.  Тем не менее, ситуация тупиковая. На наших глазах пытались разъехаться две машины. Одна плотно вжалась в гору, вторая пыталась проскочить по краю обрыва. Они сошлись на половине. Еще движение- и огромный грузовик полетит с высоты 5200 кубарем вниз. Та, что была прижата к горе сдала назад, уступив дорогу байкерам. Больше в этот тупик никто не втиснется, даже о малой легковушке речь не шла.

Сережа поехал первым. Сначала лавировал между машинами, а затем пошел по краю. Ох и страшное это зрелище, когда ваш байк и его смелый наездник тихонечко ковыляет по огромным валунам по самому краю пропасти. В общем, держа равновесие между жизнью и смертью мы преодолели всю огромную колонну.

- Сколько там еще ждать? – поинтересовался водитель джипа, осевший в конце очереди.
- Еще долго… – жалко было его огорчать, но это чистая правда. Если честно,  вообще не виделось пути решения этой проблемы, кроме того, что все машины с перевала должны задом вернуться на широкую верхнюю площадку.

Мы спустились метров на сто – очередь стояла.
Спустились метров двести – очередь стояла.
Спустились на пол километра – сверху, с перевала пробку догнала та самая армейская колонна где-то из 20 грузовиков, которую мы обогнали еще внизу.
Мы спустились в Ле (около часа-полтора)… – пробка из малюсеньких точек все еще стояла намертво.


К слову сказать, мы уже преодолели больше 4000 км, в основном по серпантинам Гималаев и гордо наклеили по 4-й зведочке на наши шлемы.

Попали под дождь  и град.


Тоненькая ниточка вдоль горы - дорога, которую мы только что проехали.

Второй раз на перевале. Говорят, больше 25 минут желательно не тусоваться на такой высоте.

Подъезжаем к глобальной горной пробке. 

Еще движение и кто-то полетит.

Нас пропускают.

Только мы, никаких легковушек. 

По краю обрыва. 


Спускаемся. Вид на пробку с другой стороны горы. А машины все подъезжают и подъезжают. 

Спускаемся в Ле.

Дорога в город. 
И вот он- наш привычный Ле, наш уютный номер. Вечером после ужина пошли прогуляться по улочкам. Услышали где-то в переулке музыку и пошли на звук. Во дворе одного из отелей на площадке выступали местные артисты с народными песнями и плясками, в ярких национальных костюмах. Перед ними в летних креслах за резными столиками сидели в основном пожилые белые господа, потягивая пиво и другие напитки, которые им разливали суетящиеся официанты. Совсем скраешку, где-то за углом и за кустами сидели, видимо, местные обитатели отеля и тоже украдкой смотрели концерт. Мы тихонечко зашли, улыбнулись всем, отрыли маленькую деревянную табуреточку и тоже уселись за углом смотреть песни и пляски.

Зрелище завораживало. Действие происходило под живую музыку барабанов и каких-то национальных дуделок. На сцене появлялись то женщины в шикарных платьях на местный манер, украшенных полудрагоценными камнями, то мужчины с псевдо-серьгами (на уши петлями надеты веревочки, с которых на уровне мочек свисают круглые самодельные “серьги”). Пели от души, прихлопывая, притопывая, постоянно менялись, успевая переодеваться где-то в импровизированной уличной подсобке. Подумать только, сколько одежды они с собой привезли! Для каждого танца новый костюм. Больше всего заворожила песня девушек, переодетых в синие пышные платья, подвязанные ярко –розовыми лентами. Не столько даже песня была хороша, сколько  нежные движения их рук. Какие “па “ они выделывали, просто сказка. Они крутились и звенели голосами, как фарфоровые куколки. Верх изящества!

Чьи это были песни и что за танцы, мы не расслышали, так как девушка-конферансье не старалась донести мысль до бюджетной галерки. Но все равно мы остались довольны. И так же яро аплодировали убегающим переодеваться артистам, как и почетные зрители первого ряда.

Смотались мы с этого действа так же тихонечко, как и пришли, чтобы не быть замеченными. :)

С удовольствием бы сходила на какой-то массовый подобный концерт. Но есть ли место, где его проводят?  :)

а мы затаились в уголочке...





 На этом на сегодня все. Спасибо, что вы с нами. Очень любим отвечать на комментарии!
Заглядывайте в наши группы в контакте и фейсбуке. Самые свежие новости и фотографии именно там!

12 комментариев:

  1. Фото просто бесподобные!!Мы с мужем тоже любим такой вид "отдыха" ))),читаю и завидую))А на сколько вы приехали в Индию? Простите за нескромность,а сколько стоил перелет и как такое путешествие по деньгам?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за комплименты! :)
      В Индии мы планируем зависнуть год. Виза на пол года, будем продлевать, посмотрим, как получится. Перелет стоил меньше 1000 долларов на двоих в один конец, Сережа рекомендует вам пользоваться для поиска билетов сайтами "скайсканер" и "момондо". В общем- то, 1000 долларов у нас примерно и запланировано на проживание на месяц, включая все необходимые расходы на жилье, еду, бензин, ремонт и т.д. Впрочем, мы надеемся, что когда осядем где-то на долгий срок и сможем готовить сами, расходы сократятся. Мы постоянно в переездах, а это дороже.

      Удалить
  2. А как же работа в Израиле?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Работа не волк, в лес не убежит. :)
      К сожалению, а может и к счастью за время, что мы были в Израиле не нашлось у нас такой работы, чтобы с нее жалко было уходить. Так что с теми работами на которых мы были мы расстались легко. А, надо сказать, Израиль тем и хорош, что не даст умереть с голоду. Я уверена, что вернись мы в любой момент, работа все равно для нас найдется какая-то.

      Удалить
    2. Вы очень счастливые люди!!Это замечательно просто.Есть и время и желание и возможность.Не упускайте свой шанс!
      Мы зимой в Тайланд поехали,правда всегошеньки на 11 дней.В номере были 5 раз наверно.То на острова своим ходом рванули,то по Паттайе ходили с утра до ночи.но не совсем по Паттайе,по окресностям.И так уезжать не хотелось,столько всего...

      Удалить
  3. Спасибо! )
    Уверенна, в Тайланде здорово, надеюсь, мы тоже туда когда-нибудь попадем. )

    ОтветитьУдалить
  4. А давайте из Индии сразу в Тай)

    ОтветитьУдалить
  5. да,да,давайте) в Тае дешево

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нам нужно устроить фонд поддержки сепуша! ))) "Хотите нас куда-то послать? Отправьте смс на номер..." :)

      Удалить
  6. Вот еще кое-что об Индии.
    Может, пригодится: http://i-am-mzungu.livejournal.com/87372.html

    ОтветитьУдалить