вторник, 15 июля 2014 г.

На грани жизни и смерти - Кунзум пас, последняя дорога из Спити в Манали.

Это было незабываемо. Настолько незабываемо, что мы подумываем сделать себе татуировки, дабы запомнить те вчерашние 10 часов абсолютного дорожного треша. Но, обо всем по порядку.

Несколько дней назад мы выехали из Казы. Выехали поздно, около 12 часов дня, а все потому, что у нас спустило колесо после скачек по бездорожью Комика, пришлось немного задержаться на починку. Наши попутчики в Казе говорили, что до Манали пилить часов 5-8. Оптимисты...  За 4 часа мы только только проехали треть пути и оказались в деревеньке Лозар, где и решили задержаться еще на одну ночку в Спити. У самого Лозара с дорогой  начинается совершенное безобразие.

Первый раз мы застряли в куче мелкого гравия, под которым протекает горный ручей. Заднее колесо забуксовало и байк отказывался ехать дальше. Я соскочила, чтобы подтолкнуть, в итоге моя нога, как в зыбучих песках утопилась в мелкие камни, под которыми бежала ледяная вода,ее то я и зачерпнула от души в свой фиолетовый тапок. Через метров сто по дороге протекала горная река, но мы как-то умудрились проскочить метра два по воде по щиколотку и булыжникам на дне без потерь. Вот, думаем, приехали. Ну и дорога!

 Сам Лозар после проделанного ранее пути не казался чем-то необычным. Скорее очередной перевал, где можно заночевать и кое-как поесть. Гест хаусов на выбор не много, нас подкупили белые чистые простыни в одном из них, оказалось, не все то хороший гест хаус, что с белыми простынями. Кровати шатались, подушки были твердыми как камень, одеяла грязные, по ним периодически бегают какие-то незнакомые маленькие жучки, да и вообще в комнате холодно. В общем, кое-как уснули, а проснулись в 7 часов утра и решили, что надо убегать отсюда поскорее в уютную цивилизацию Манали.

едем в Лозар.


и это тоже дорога в Лозар.


Ждем очередные момо. 


Бодренько выехали в 8 утра. Дорога шла в гору. Высоко в гору. Вокруг открылись виды заснеженных макушек, а мы как раз заезжали по сложному серпантину с гравием и булыжниками на одну из них. 4,5 тысячи метров наверху. Стало морозненько.  Байк начал задыхаться и не смог взять очередную горку на вершине. Снова пришлось подталкивать. А делать это на высоте тяжело, как я уже говорила, любые физические усилия можно умножать по сложности на 10, так как из-за нехватки кислорода тут же появляется сильная одышка.

 В общем, «вытянули репку» и поскакали вниз, по кривому бездорожью, по  многочисленным ручьям и лужам. Было страшно рухнуть вниз головой, заднее колесо иногда соскальзывало на поворотах на очередном подводном камне, но Сережа умудрялся выравнивать байк и мы ехали дальше без падений. По дороге вниз можно было наблюдать интересную картину на соседней горе. Там тоже когда-то была дорога, но после зимы, видимо, ее смело. То есть гора стала обваливаться и во многих местах на горном серпантине были продранные камнями дыры, которые можно разве что перескочить с сильного разгону.

- Как же мы там поедем? – ужасался Сережа, глядя на дыры горной дорогой.
- Не может быть, чтобы мы туда поехали! Это уже слишком, это невозможно. – Успокаивала я мужа, потому что проехать там и правда было невозможно, боюсь, даже пешком сунуться было бы нереально. 

И правда, гора миновала,  наша дорога уходила вниз в другую сторону.
Спустившись с горы мы выдохнули спокойно. Ну все, наверно это и был самый сложный перевал «Кунзум пас», о котором мы слышали и который был закрыт долгое время по неизвестным до этого нам причинам.

выезжаем из Лозара в сторону Манали, красотища!


лохматые яки.


Этот ручей мы пересекали поперек.


Высота 4,5 тысячи.

Забрались на самую вершину, сейчас будем тихонечко спускаться.

А теперь вниз по гравию и ручьям.


- Ну правда, что может быть сложнее того, что мы преодолели? Этот горный серпантин с гравием и ручьями на дороге, когда в любой момент можно соскользнуть и шлепнуться вниз! – рассуждала я, - разве что вот, горная река вместо трассы!

И мы засмеялись, глядя на бурную реку, вдоль которой мы ехали и которую вскоре пересекли по мосту. Сережа со мной согласился, сложнее быть уже не куда.

ХА! Типун мне на язык, как говорится.Что началось потом... об этом можно снимать фильм ужасов!

Мы немного согрелись, попив чайку в придорожных палатках за мостом, где останавливались все проезжающие в обоих направлениях и отправились дальше.

горный оазис с горячим чаем.

Началось. О том, что дороги не было, а вместо нее сплошные булыжники, мне уже даже не хочется упоминать, это совершенные мелочи. Забудьте вообще теперь все страшилки о которых мы рассказывали раньше. Дорога Лозар-Манали , наверно, самое опасное и экстримальное место в мире для неподготовленных обывателей. Причем насколько оно страшное, настолько же и красивое до безобразия! В общем, поехали.

Сначала о том, как же там прекрасно вокруг до сумасшествия. Зеленые цветущие луга, синие горы –далматинцы, реки и невероятные водопады. Б-же, какие там водопады! Они попадаются на каждом шагу и настолько прекрасны, что во сне не приснится. Вы едете по дороге и куда не посмотри, отовсюду с зеленых гор сочится вода и стекает нежными искрящимися струйками по зеленому мху, по цветам, по обрывам и вдоль гор. На фоне зеленых лугов и снегов разгуливают стада овец и коз, проходят мимо стада лошадей. Попадались даже лошади, вместо наездников на которых из кармашков на папонах торчали маленькие ушастые овечки, им тоже было любопытно, что творится вокруг и они, болтая мохнатыми ушами с любопытством вертели головами по сторонам.

Но любоваться времени было мало, дорога не позволяла расслабиться. Сначала стали попадаться серьезные водопады, стекающие прямо на дорогу. Нам уже приходилось пересекать такие по дороге в Читкуль. Когда вода закрывает треть колеса, а под водой булыжники. Я задерживала дыхание от страха и вжималась в мужа. Сережа уверенно вел байк по этому безобразию и мы умудрялись проезжать речушки даже не замочив ноги. Мы миновали штук 5 таких глубоких ручьев. На дороге показалась мутная лужа на повороте. Под нами уже был небольшой обрыв, так что сорваться было бы, пожалуй не смертельно, но совершенно неприятно и травмоопасно. Так как лужа была грязная, проверить  дно ,оценить глубину не представлялось возможным.

Я закрыла глаза со страху, Сережа , как мне показалось мысленно «зарычал», вдарил газу посильнее и мы рванули в эту грязь, только брызги полетели.  Мы скакали, как на коне. Я подлетала на пол метра и плюхалась вниз, отбивая мягкое место о железный багажник. Под водой оказались крупные булыжники. Так как это безобразие разлилось прямо на повороте, на этот раз мой муж таки промочил ноги, помогая мотоциклу войти в поворот , не соскользнув на подводном камне.

Проехали!  У меня началась истерика. Раньше, когда лужи были не такими глубокими, Сережа очень уверенно провозил нас и я даже не успевала испугаться. Весь адреналин доставался моему мужу. Сейчас же, после 5 водопадов и этой  лужи я буквально зарыдала. Не знаю, как Сережа и мотоцикл умудрялись все это пережить и оставаться в здравом уме. 
В общем, это было не все.

 










Не поверите, это одна из самых замечательных частей дороги на этом участке! )


Вот так вот... едем вперед.

а теперь наверх по ручью



Не беда, что водопады бегут прямо по дороге. Зато красиво!




Сначала джипы, потом мы...

А вот и овечки в кармашках поехали.


Внизу не камушк, это овечки пасутся.






- Что случилось? – встретили мы байкера по дороге без заднего колеса.
- Да колесо лопнуло, друг поехал в ближайшую деревню ремонтировать, - грустно заявил сломанный байкер.

Да уж, а мы только только наше заклеили, не известно, выдержит ли, а ехать за вторым у нас некому...

Еще пара серьезных водопадов, спускающихся на дорогу и мы докатились.

Впереди была река. Нет, не та, что течет вдоль трассы. Не те речушки, метра 2-4 шириной, что мы кое-как перебарывали по дороге. Река! Настоящая горная река спускалась прямо с гор и бесцеремонно разливалась по трассе, метров 30 шириной, глубиной, наверно, по колено, с неплохим таким течением.

А самое смешное то, что впереди посреди этой реки прямо там, в камнях, застрял внедорожник! Внедорожник, вашу мать! Застрял! 

Его вытаскивали человек 10, взрослых мужиков и не могли никак справится. Они барахтались в ледяной воде, подкладывали камушки, пытались его толкать. Женщины крутились вокруг и курили. Ситуация не из приятных. Единственная «дорога», на которой уже скопилась пробка из других внедорожников и нас перекрыта застрявшей махиной. 

А до Манали еще часов 5 езды. Меня начало потряхивать. Назад ехать – это значит проезжать заново весь Спити, дорога тут одна. А забираться снова по горе с ручьями, по которой мы только что съехали, пожалуй, так же страшно, как ехать по этой реке на неводоплавающем (теоретически) судне.

- Что будем делать? – нервно переспросила я Сережу.
- Сейчас вытащат машину и поедем, - философски глядел вперед мой муж.
- Поедем? Может снимем сумки и перекатим байк вручную?
- Ничего, проедем, - успокаивал меня Сережа.

Не знаю, что нашло на моего мужа, но говорил он убедительно. Я решила не спорить. Вариантов больше нет, или я ему доверяю или мы остаемся жить тут, на перевале.  Машину вытащили минут через 20-30, взялись всеми имеющимися в наличии мужчинами-туристами, подложили что-то под колеса, раскачали в разные стороны и полноприводная махина таки выбралась из засады. Мы пропустили перед нами еще два внедорожника и  Сережа приготовился к разгону. Меня решили оставить на берегу и перебросить на другую сторону по сухим камням пешком.

- Что будете делать? – сочувствующие и по-деловому спросил пожилой турист-панамочник с большим фотоаппаратом наготове.
- Едем. – заявил мой муж.
- А она пешком по камням? – кивнул панамщик в мою сторону.
- Да, пешком.
- Хорошо, удачи, - задумчиво произнес турист и приготовил прицел.

  И Сережа вдарил по газам. Я кричала, как на футбольном матче, кажется что-то вроде «Давай, мой хороший, ты справишься! Молодец!» и скакала рядом по сухим островкам. И мой хороший справился! Я не знаю как, мне кажется это было чудо, но он проехал. Счастью не было предела! Я прыгала и визжала, бросилась мужу на шею и рыдала от восторга, помахивая всем зевакам ладошкой, как будто только что в цирке акробат совершил смертельный номер, а я знаю этого крутого парня и горжусь им перед всеми!
Мои ноги все еще были сухими...

встали перед рекой, мужчины пытаются вытащить внедорожник

колеса застряли, не могут вытащить.

а теперь наша очередь. Я на берегу кричу как болельщик!

уже почти конец.




Мы погнали дальше по гравию, между раскопанных снегов, спустившихся на дорогу с гор. Я ликовала,  меня трясло со страху, но я была счастлива. Мой муж справился! Мы проехали эту ужасную реку...

- Пи-пец! – нет легче слов в мире, чтобы описать увиденное дальше. Перед нами уже была не горная река, это было огромное мутное озеро, в которое впадала бурлящая река сверху, как раз по нашей дороге. А снизу озеро стекало уже в большую полноводную реку с порогами. В общем, объехать все это было негде. Единственный путь через озеро (метров 70-100). Ни мостов, ни перевалочных камней, ничего. Дорога должна была теоретически уходить вверх. То есть мало того, что надо было пересечь это озеро, надо было взабраться по неизвестному дну и глубине с течением НАВЕРХ!

- Это невозможно... – шептала я в шоке.
- Ничего не поделаешь, поедем, - уже не очень уверенно отозвался Сережа.
- Это невозможно. Посмотри, что тут творится! Давай назад, черт с ним с этим озером!
- Проедем! Садись!

Уговаривать взять сумки и перейти я не стала. Глубина может быть такой, что меня просто снесет, тем более, что я мелкая, а дна не видно, на байке все вместе мы всетаки что-то весим.  Села, затаила дыхание, вжалась в мужа, зажмурилась. Байк зарычал и вошел в воду.
Даже представить боюсь, как наш славный железный конь умудрился стать водоплавающим. В воде оказалось больше половины колеса, а когда мы прыгали по булыжникам, глядишь и того больше. Байк рычал, кряхтел, бился о подводные камни и заваливался то влево, то вправо. Мы проскочили кое как пол озера, а когда дно стало подниматься наверх , мотоцикл таки  задохнулся от нехватки кислорода, высота все-таки 4 тысячи... 

Сережа вжал по тормозам и завис на пригорке. Я соскочила  в ледяную воду (из только что растаявшего снега) прямо в джинсах и кроссовках и собрав все силы стала толкать сзади. Мотоцикл взвыл, пустил брызги как катамаран и таки потащился наверх.  Сил истерить больше не было. Меланхолично оглянулись на пройденное испытание. Нда, зря я шутила после перевала   про горную реку...

Жаль нельзя показать полностью эту реку. Если смотреть на снимок, то нам вправо и наверх.
 Как раз туда, где вода спускается.  Слева прудик впадает в горную реку.

Ехали мы и думали, а где же все байкеры? Ведь все, кто ехал с нами по Спити непременно должны были проезжать через все это безобразие. Неужели только мы такие психи рванули вперед, неужели все разворачиваются и едут обратно? Нет, не может быть, обратно тоже ужасно страшно... И тут мы встретили группу байкеров, едущих нам навстречу.

- Как дорога? – поинтересовались те.
- Это ужасно! Ребята, одумайтесь, вам не надо туда ехать, разворачивайтесь к чертовой матери! – мне дали волю выговориться. Я эмоционально махала руками, закатывала глаза и отговаривала несчастных ехать в эти реки. Тем более, что им еще потом и в гору по ручьям с гравием забираться.

Байкеры притихли и задумались.
- Да ну тебя, Лена, что ты такое говоришь, не пугай народ зря! – остановил меня Сережа. Удивлению не было предела. То, что мы преодолели называется «пугай народ зря»? Во дает, герой мой!
– А что там впереди, кстати? – обратился Сережа уже к притихшим байкерам.
-  Два сложных водопада через километров 5, наверно вам придется толкать байк, - задумчиво произнесли они, попрощались и поехали дальше. 


Мокрые по пояс и с хлюпающими ледяными ногами мы отправились в своем направлении. Впереди были новые палатки для усталых путников. В меню только тали, тали и еще раз тали. Тали – это такая смесь риса с чем Б-г на душу положит. Это может быть отвар чечевицы, гороха, картошки, овощей, просто какой-то соус. Все обязательно невыносимо острое, так что потом весь день желудок болит, ну и вприкуску лепешка.

- Я не буду есть тали, - возмущался Сережа. Дело в том, что за время путешествия по Спити есть было нечего, кроме этого чертового острого тали, лепешек в разных вариациях, острой китайской лапши плохого качества с капустой, пустого макаронного супа с капустой и вареников с капустой. Мы этого уелись так, что в последнее время просто жевали поданную еду с закрытыми глазами, лишь бы набить желудок хоть чем-то. В общем, тут и макарон то не было. Пришлось есть, что было, дорога еще была длинной, надо было восстанавливать силы.
Пока ждали еду сняли носочки, отжали, вылили из кроссовок воду. Выставили озябшие ноги на солнышко. Остальные туристы смотрели на нас сочувствующие и с уважением. Они то чистенькие, сухие, на внедорожниках, их везут, им не страшно.

- Почему ты не дал мне запугать байкеров? Они еще могли передумать и спастись!
- Зачем ты так жестоко к ним? Они выглядели вполне себе крутыми ребятами, кто знает, что там впереди и что они уже проехали, может это озеро не так уж и страшно... – заметил мой муж. Мы оба задумались, была в его словах правда. На этой дороге как только решишь, что все самое страшное уже позади, как возникает нечто уму не постижимое, так что лучше об этом вообще не думать.

В общем, решили, что сравним будущее испытание с прошедшим и решим, стоило их запугивать или нет, уже  когда наверняка все проедем.

Перекусили кое как, отправились дальше. Дорога снова поднималась в гору и на горизонте уже виднелся водопад.



Поднимаемся наверх, скоро перевал, а дальше хорошие дороги Манали.



Ну, водопад, как водопад. Падает на дорогу, глубина чуть выше щиколотки, как всегда булыжники на дне, немного под откос, внизу большая пропасть. Фигня. Проехали. Через метров 100 еще один такой же. Нас уже такими мелочами не запугать. Ну встряли на камушке, толкнули легонечко, лайт версия после пережитого.

- Ой, тоже мне, страшно как, подумаешь, лужа, - заулыбались мы. Если это и были те самые два водопада, то наверняка встречные ребята скоро нас догонят. Но смеяться и ликовать пока не решались, вдруг  байкеры тоже не считали эти водопады за испытания и говорили о других?
И точно. Впереди огромный водопад. Сильное течение, метров 100-200 и на повороте. Глубокий, зараза, выше колена. И тут уж точно есть все шансы улететь в пропасть вместе с байком.

 Перед нами из воды выползли два местных парня в резиновых сапогах. Жестами объяснили, во-первых, что проехать можно, во-вторых, какую выбрать траекторию. Из-за сильного течения дно проглядывалось плохо. Я слезла, приготовила фотоаппарат, Сережа рванул. Не проехал и пары метров,  заднее колесо соскользнуло с огромного валуна и застряло перед другим. Байк начал заваливаться влево прямо в бурлящий поток водопада. Ребята в сапогах и я кинулись помогать. Вчетвером кое-как подняли груз, мы втроем уперлись почти горизонтально в багажник, Сережа вдарил по газам.

Вытащили застрявшее колесо, но этого оказалось не достаточно, булыжники на дне были огромные, воды выше колена, мотоцикл не мог справится самостоятельно. Так мы и тащили вчетвером,  мы втроем толкали сзади, Сережа по бокам поддерживал ногами. Если бы не эти парни, мы б наверно тут и потеряли наш транспорт. Ну или как минимум наши сумки с гаджетами, которые уже давно основательно купались в воде. Так что замерзшие до судорог ноги это незначительная плата за сложный проезд. Кстати, резиновые сапоги ребят не спасли. Глубина серьезная. Разве что болотники до ушей подошли бы. В общем, это был первый водопад о котором говорили байкеры.

Перед вторым подобным чудовищем мы решили не рисковать и сразу пошли вброд, таща на себе мотоцикл. Как выяснилось в конце, это было сложнее, чем позиция «один сверху, второй сзади».

подъезжаем к водопаду

Сережа начал заваливаться. Сейчас побежим спасать.



Вот теперь это было все. Еще пара незначительных луж и мы выехали на обалденную асфальтированную дорогу на Манали.

 Давно мы таких дорог не видели. Еще б не ледяные ноги около горнолыжного куррорта, и не смертельная усталость, было бы вообще замечательно. Красиво вокруг, аж тошнит. Особенно зеленые леса за перевалом. Что-то невероятное. Решили, что обязательно вернемся сюда сухими, согревшимися и отдохнувшими. Еще часа 2 по хорошей трассе и мы таки добрались до заветного Манали. Нашли замечательный гест хаус с горячим душем (какая небывалая роскошь!), с интернетом...

О! Шикарная дорога, как мы соскучились по таким! А как вам дымящаяся гора? )

Местный горнолыжный куррорт, даже летом катаются.

теплую одежду можно взять в аренду на месте.

будем спускаться в долину, как же красиво!

местное развлечение, пока думаем попробовать или нет.. тогда с мокрыми ногами сил не было. )


И вот вам напоследок бесплатный совет. 
Если вы не считаете себя везунчиком, если вы в душе не убежденный оптимист, если вы не больны на голову, как некоторые,не суйтесь вы на этот Спити. Карсиво, конечно, до безобразия, но больница по дороге всего одна и та в Казе...

 Надеюсь, мы не утомили вас долгим повествованием. Для нас этот день незабываем и очень хотелось сохранить все его детали. Спасибо, что вы с нами. Если вам нравится наш блог, будем рады  рекомендациям.  Всегда с огроным удовольствием отвечаем на ваши комментарии.

Наши контакты (скайп, соц. сети, телефоны) есть вверху в одноименной вкладке.  

Technorati Теги: , ,,,,,,

6 комментариев:

  1. Воооот! уже веселее пошло!) Не хватает камеры го-про на шлемы) Надеюсь больше не будет у вас подобных сложностей на пути. И советую вам, раз уж выпала такая возможность и снег вместе с ней, взять и покататься на доске или лыжах. Когда у вас еще будет такая возможность. Да и думаю, что там дешевле, где бы то ни было.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. веселее :-D Да, го-про не хватает, ее широкоугольного взгляда, чтобы объять необъятное. )
      Мы что-то обленились, гуляем тихонечко вокруг и отваливаемся. :)

      Удалить
  2. Не, ребята...
    Вы - герои.
    Учудить такое путешествие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! )) Сами в шоке. )

      Удалить
    2. А когда можно будет в натуре пожать ваши мужественные лапы?
      Индия-то большая. Там справа, если по карте, еще куча места остается.
      Что планируете, к чему готовиться?

      Удалить
    3. В натуре наши лапы пожать можно хоть когда. )) Сейчас мы находимся в Манали и нам тут так нравится, что наверно зависнем еще на неделю. А потом мы подумываем поехать в Ле. Думали сделать круг и потом через Шринагар и Панджаб ехать в сторону ГОА, но , поговаривают, там, в северном Кашмире евреев не оч любят, а тем более в связи со сложившейся обстановкой. Так что круг наверно отменяется и мы после Ле снова будем возвращаться через Манали. К сентябрю мы выдвигаемся на юг. Абстрактно как-то так, а по датам у нас планов нет. НАс всегда можно найти в соц. сетях и скайпе. Контакты вверху.

      Удалить